бета-версия

Преодоление бремени колониального прошлого

Евангелический альянс Камеруна как мирный посредник

Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер.

 

В конце февраля я отправился в Камерун, расположенный в западной части Центральной Африки.

Региональный координатор Сети за мир и примирение и глава Камерунской ассоциации развития (DAI) Бенвиктор Дибанкап пригласил меня вместе с генеральным секретарем Евангелического альянса в Камеруне доктором Жаном Либомом Ликенгом провести консультации на тему примирения между давно спорящими франкоязычной и англоязычной частями страны. Встречи прошли в столице Камеруна Яунде в Центре SIL (франкофоны) и в Лимбе в баптистской церкви Эммануил Бота (англофоны). Во встречах приняли участие 20-30 лидеров из различных евангельских деноминаций и служений из обеих частей населения.

  1. Камерун - растущее население, множество церквей, конфликты.

Камерун расположен в Центральной Африке, и во многих отношениях здесь есть все, что составляет Африканский континент. Здесь есть высокие горы, глубокие долины, тропические леса и сухие пустыни, одно из самых красивых побережий Атлантического океана и, самое главное, одно из самых молодых населения в мире. Из 26 миллионов жителей[1] почти 43% - молодежь в возрасте до 15 лет.[2] В стране проживают представители более 200 различных этнических групп и более 400 000 беженцев из соседних стран, таких как Нигерия, Чад и Центральноафриканская Республика.[3] В стране говорят на 285 языках.[4] На двух колониальных языках, которые сегодня стали государственными языками Камеруна, говорят 80 % по французски и 20 % по английски.

В Камеруне около 69,2% населения - христиане, из них около 38,4% - римские католики и 26,3% - протестанты, большинство из которых придерживаются евангелических взглядов и являются членами Евангелического альянса Камеруна. 20% населения - мусульмане. Доля населения, придерживающегося традиционных африканских религий, составляет менее 10%.[5]  В стране широко распространено колдовство, в том числе в церквях.[6]

Как и другие африканские страны, Камерун испытывает сильное влияние своего колониального прошлого. В 1884-1919 годах страна находилась под протекторатом Германии, а затем Великобритании и Франции. Во время немецкого колониального периода Камерун потерял десятки тысяч предметов культуры и искусства, около 40 000 из которых сегодня находятся в немецких музеях. [7]

Франция проводила политику массовой ассимиляции. Использование местных языков в школах было запрещено. После 1929 года в результате мирового экономического кризиса была ограничена мобильность населения и введен закон о принудительном труде, напоминавший немецкую систему принудительного труда перед Первой мировой войной. С 1945 года освободительные движения боролись за независимость французской части Камеруна от Франции. В 1960 году Камерун окончательно стал независимой республикой, а в 1961 году независимость получила и британская часть страны, и обе части объединились в Федеративную Республику Камерун.

  1. Напряженность, беспорядки, война сегодня.

Первый президент Камеруна, мусульманин Ахмаду Ахиджо, вскоре после обретения независимости установил в стране однопартийную диктатуру. Во внешней политике он тесно связал руководство страны с Францией. С помощью тайной и открытой французской поддержки и жестоких репрессий Ахиджо удалось укрепить свой режим. 1 сентября 1966 года был основан однопартийный Национальный камерунский союз (НКС), который с 1985 года известен как Демократическое объединение камерунского народа или Камерунское народно-демократическое движение (КНДД).

В 1972 году был проведен референдум о будущей форме правления. В результате Федеративная Республика Камерун была преобразована в унитарное государство - Объединенную Республику Камерун. 6 ноября 1982 года Абиджо был отправлен в отставку, его преемником стал премьер-министр Поль Бийя. Он победил на выборах в 1984 году, пообещав масштабную демократизацию страны и большую социальную справедливость. Однако только в 1992 году Бийя допустил в страну другие партии. Благодаря поддержке Франции и ловкому обыгрыванию своих политических противников Бийя смог сохранить большинство в парламенте до 1997 года и был утвержден на выборах того же года.

С момента обретения независимости, в частности создания унитарного государства и переименования "Объединенной Республики Камерун" в Республику Камерун в 1984 году, предпринимались неоднократные попытки создать автономию в англоязычной части страны. Национальный совет Южного Камеруна и Объединенный фронт Консорциума Амбазонии Южного Камеруна (SCACUP) борются за создание государства Амбазония, название которого происходит от местного названия Амбасского залива в устье реки Камерун. Республика Амбазония была впервые провозглашена в 1984 году. Протесты проходили с 2016 по 2018 год. В 2017 году они были кроваво подавлены армией. Были погибшие и раненые.[8] С тех пор ни напряженность, ни вооруженные конфликты не прекращались. Протесты против престарелого президента Поля Бийи и его поддерживаемой французами жирной экономики становятся все громче.

  1. Консультации PRN: Примирение и примирение с прошлым.

Наши консультации начались 27 февраля в столице Яунде. В них приняли участие 20-30 лидеров. Реальная проблема стала очевидной в первый же день. Народ Камеруна отягощен тяжелым бременем колониальной эпохи.

С самого начала у власти в стране находилось франкоязычное большинство. Франкоязычный президент Поль Бийя правит страной уже более сорока лет, последовательно подавляя права англоязычного населения, ликвидируя его структуры и пренебрегая его образовательными и культурными возможностями в городах. К большому раздражению населения, правительство проводит далеко идущую политическую и экономическую близость с Францией. По единодушному мнению большинства участников консультаций, Франция по-прежнему прикладывает руку к большинству решений правительства и экономики.

Гнев англоязычного населения направлен против этой политической зависимости. Пусть они больше не являются колонией, но бывшая колониальная держава имеет право голоса повсюду. Вооруженное сопротивление на северо-западе уже привело к многочисленным жертвам. Есть даже опасения открытой войны.

В наших беседах реальная травма людей - само колониальное правление - вскоре отодвинула на второй план текущие конфликты. Снова и снова мужчины и женщины рассказывали о зверствах, которые творили французские колониальные власти и армия.

"Мою семью насильно переселили на Восток, я родился в чужой стране и сегодня даже не знаю, к какому племени принадлежу", - сказал один из присутствующих. "Иногда мне кажется, что я живу в чужой стране, где мне приходится учить иностранный язык. Если честно, мое сердце не свободно от ненависти".

И этот пастор-евангелист был далеко не единственным. Лидер пятидесятнических церквей, чья семья потеряла все свое имущество из-за французов, с горечью жаловался на свое отношение к французам, французскому правительству, а также к автократии самого президента Бийи. "Если французы вмешаются сюда, как недавно в Мали, я откажусь от своего пасторского сана, возьму в руки оружие и убью каждого француза, который попадется мне на пути". На глаза мужчины навернулись слезы.

Другие также открыто говорили о своих чувствах. Почти все они были франкофонами, посещавшими школы с французским языком обучения и таким образом ассимилировавшимися в глазах правительства, но боль от колониальной несправедливости, которая до сих пор продолжается со стороны Франции, засела глубоко и лишает сил и энергии.

Мы молились друг за друга, и я рассказал участникам свою семейную историю о гонениях в бывшем Советском Союзе, о глубокой ненависти в моем сердце к советским русским, которые убили моих дедов и многих других родственников. Четыре раза моя семья лишалась всего имущества и собственности. А я сам был заключен в тюрьму, подвергался пыткам и чуть не умер в советском трудовом лагере. Причин для ненависти было больше, чем одна. Но Бог дал мне благодать, когда я опустошил свое сердце у креста Иисуса, и Он освободил меня от ненависти.[9] Я смог простить и полюбить русских сегодня любовью Иисуса". Некоторые из участников, испытывавших трудности, решили последовать моему примеру, и Иисус совершил чудо в их сердцах. Начался процесс примирения.

В то же время стало очевидно, что многие христиане в стране не имеют общего голоса в обществе. Большинство евангельских христиан в стране парализованы, потому что их лидеры слишком глубоко вовлечены в повсеместную коррупцию в государстве и обществе. Мы договорились, что Евангелический альянс в Камеруне должен создать рабочую группу по преодолению последствий постколониального периода и начать работу по примирению и миру в стране.

В Лимбе, на атлантическом побережье, мы провели вторую консультацию с англоязычными участниками. Динамика, которая стала заметна в Яунде, повторилась и здесь. Мы встретились в одной из крупнейших баптистских общин города, баптистской церкви Эммануил. Рассказывали истории о дискриминации со стороны франкоязычного правительства и о подрывной роли, которую играет во всем этом Франция. Но, как и в Яунде, здесь колониальный опыт затмевал боль от напряженности в стране. Приходило также осознание того, что в результате колониальной и постколониальной политики церкви в буквальном смысле остались без собственной истории. Была выражена растущая потребность в репатриации миссионерских документов и других исторических артефактов в Камерун, а также обсуждался вопрос о создании исторического института в Камеруне.

Все консультации в Яунде и Лимбе сопровождались интенсивной молитвой.

  1. Каков следующий шаг?

В ходе моего визита в Камерун Евангелический альянс Камеруна определил следующие дальнейшие шаги.

Во-первых, Евангелический альянс Камеруна создаст рабочую группу по вопросам мира и примирения. Координатор PRN в Центральной Африке Бенвиктор Дибанкап будет координировать этот процесс. Глобальное отделение PRN будет оказывать содействие этому процессу по мере необходимости.

Во-вторых, пример мирного паломничества в ЮАР побудил участников начать нечто подобное.[10] PRN Global призван помочь в этой области, особенно в отношении бывших колониальных держав Франции, Англии и Германии, и побудить евангельские альянсы в этих странах начать процесс примирения и поддержать возвращение исторических артефактов в Камерун.

В-третьих, участники просят ВЕА оказать содействие процессу создания исторического института и архива для формирования коллекции исторических материалов по истории миссии и христианского движения в Камеруне. Камерунской евангельской церкви необходимо восстановить свое историческое лицо, чтобы укрепить свою церковную и общественную идентичность.

И, наконец, участники призывают всемирное евангельское движение молиться за Камерун, за реальную независимость от Франции, справедливое правительство и инклюзивную национальную идентичность. Камерунская церковь нуждается в молитвенной поддержке в ее взаимодействии с обществом и политикой, поскольку такое взаимодействие потребует смелости и ясности, единого голоса и духовного авторитета.

 

 

[1] Население, всего. В: База данных "Перспективы развития мировой экономики". Всемирный банк, 2022, получено 4 марта 2024 года.

[2] Перспективы мирового народонаселения в 2019 году, том II: Демографические профили. (Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения, доступ 4 марта 2024 года.

[4] SIL: Камерун - Языки, In: .https://www.ethnologue.com/country/CM/languages, retrieved March 4, 2024.

[5] Государство и структура населения: демографические показатели. Institut national de la statistique du Cameroun, архивировано из первоисточника 19 мая 2011; обновлено 4 августа 2024.

[6] Джоана Брейнбах: Ведьмы съедают государство, в: https://www.brandeins.de/magazine/brand-eins-wirtschaftsmagazin/2002/selbststaendigkeit/die-hexen-essen-den-staat, получено 4 марта 2024 г.

[7] Ричард Цоганг Фосси: "Камероны" становятся немецкими. История манипулятивного удаления. In: Mikaél Assilkinga et al. (eds.): Атлас отсутствия. Культурное наследие Камеруна в Германии. (Берлин: Reimer 2023, 40.

[9] См. в этой связи мою книгу: Йоханнес Реймер: Свобода в заключении: История веры в Красной армии. (Виннипег: Киндред Пресс, 2000).

 

[10] См. отчет в: Johannes Reimer: Pilgrimage of grace - Reconciliation in South Africa. In: Evangelical Focus, 4.10.2022, https://evangelicalfocus.com/features/18877/pilgrimage-of-grace-reconciliation-in-south-africa.

 

© 2012, Какой-нибудь копирайт
Работает на Cornerstone